Что должен ребёнок делать на каникулах?


На первый взгляд – глупый вопрос. Конечно же, отдыхать! Отпуск необходим во всякой работе, и время интенсивной занятости должно чередоваться с периодом разрядки.

Однако это не значит, что ребёнок во время каникул должен быть предоставлен сам себе. Если взглянуть на западную систему образования, то можно отметить, что в тамошнем учебном году практически нет промежутков времени, в течение которых ребёнком бы не занималась школа. Досуг детей на каникулах и их внешкольная деятельность в Европе хорошо организованы школьной системой.

Специалисты отмечают, что одно из самых главных требований – непрерывность физических занятий школьников. Физическая культура в Европе пользуется сегодня большей популярностью, чем в России. Собственно, на каникулах школьники не прерывают занятия физкультурой.

Вообще отмечается, что в России довольно уникальная система образования. Для неё характерны длительные каникулы, в первую очередь летние, в течение которых ребёнок может вообще ничем не заниматься. Как максимум, школьникам дают список художественной литературы на лето. Отчего сложилась такая система?

Оказывается, её корни уходят ещё в дореволюционный период. Большинство населения в России в то время составляли крестьяне, и школьники, посещающие занятия хоть в церковно-приходской школе, хоть в гимназии, обязаны были в то же время работать с родителями в поле.
Поэтому система образования была разработана таким образом, чтобы предоставлять каникулы ученикам во время важных земледельческих работ. Естественно, в это время ученикам было не до школы. Придя к власти, «рабоче-крестьянское» правительство законсервировало эту систему, и в своей основе она осталась неизменной до сих пор, несмотря на то, что социальная и хозяйственная система в стране давно поменялась.

Раз уж система образования базируется на таких устаревших принципах, родителям следует самим хотя бы частично организовать досуг детей на каникулах. Положение спасают кружки и спортивные секции, в которые ребёнок, как правило, ходит по собственному желанию. Однако эксперты говорят, что их всё равно не достаточно, а организация деятельности в таких секциях не всегда оптимальная. В них отсутствует единая образовательная система, а занятия иногда проводят любители, либо спортсмены, не имеющие педагогического опыта.

Существуют учителя, организующие походы и экскурсии, школьные научные экспедиции в период каникул. Их деятельность даже контролируется муниципальными отделами образования. Однако в их основе всё равно лежит энтузиазм отдельных преподавателей (в том числе финансовый).